О карточной игре в КПСС я впервые узнал в середине 60-х годов прошлого века. В тот временной отрезок, который в российской истории называется «хрущёвской оттепелью». И дядьки, которые играли в эту карточную игру, потом спустя десятилетия называли себя не иначе как «шестидесятниками». Тогда у молодёжи хватало смелости дать название карточной игры в честь Коммунистической партии Советского Союза. (аббревиатура КПСС).
Ещё совсем недавно за такое название карточной игры можно было оказаться далеко и надолго. Знакомство с игрой происходило в раннем, подростковом возрасте в центре города Грозного, во дворе областного комитета ВЛКСМ, отгороженного от проспекта Революции и проспекта Победы домами работников обкома КПСС и республиканского КГБ. Город Грозный в тот период был многонациональным городом столицей Чечено-Ингушской АССР.
Не смотря на то, что детям не разрешали подходить к дядькам разных национальностей играющим в карты, их азартное поведение не могло не вызывать у нас живого интереса.
По игре каждый игрок в зависимости от количества взятых взяток занимал должность Короля, Принца, Солдата, Сыкуна (или Сыкухи).
Сыкун должен был после каждого кона сгребать карты со стола, тасовать карты и раздавать карты. Солдат должен был всегда сдвигать колоду карт.
Если по окончании кона Сыкуну удавалось заморочить голову игрокам, и какой-либо из игроков проявлял инициативу сгребать со стола и тасовать карты, то он уступал своё место Сыкуну.
Сыкун мог подсунуть Королю или Принцу колоду карт. И если кто-нибудь из них вместо Солдата машинально сдвигал колоду, то менялся с Сыкуном своим должностным местом.
Сыкун после срезки колоды карт Солдатом имел право посмотреть последнюю карту. Т.к. в конце раздачи она оставалась у него.
Сыкун должен был раздавать карты вначале Королю, затем Принцу, потом Солдату и последнюю карту клал себе.
Интересно было наблюдать за игроками после раздачи карт. Начинался спектакль по отъёму карт вышестоящими должностными лицами. Король, Принц и Солдат имели право перед началом каждого кона по 1 разу забрать карты: Король-у любого игрока; Принц- у Солдата и Сыкуна; Солдат только у Сыкуна. Вначале все ждут, что скажет Король. Меняется он картами или нет. После того как Король примет решение, и при необходимости произведёт смену карт, своё желание по смене карт удовлетворяет Принц и затем Солдат.
В игре между игроками была масса импровизаций на тему классовой нетерпимости, недовольства существующим порядком и никогда не затрагивались темы межнациональных отношений.. Вышестоящие должностные лица подтрунивали и издевались над Сыкуном. А какая была радость, когда игроку удавалось невольно спихнуть плохие карты вышестоящему товарищу. Тем самым «кинуть» его принародно.
В представленной на сайте игре многое изменено, живое общение заменено чатом, придуманы торги за взятки при смене карт, в игре появился магазин и почта. В магазине можно купить джокера который будет принимать участие в игре.
Олег Даев